Реставрация скульптуры «Родина-мать зовет!» вступила в финальную стадию

Реставрационные работы главной скульптуры мемориального комплекса на Мамаевом кургане вступили в финальную стадию. Завершен самый видимый этап – восстановление художественного слоя поверхности. С опережением графика сняты леса, которые позволили провести работы. Сдача объекта запланирована на весну. Что еще предстоит сделать, чтобы к юбилею Великой Победы Родина-мать была как новая и простояла еще долгие-долгие годы? На Мамаевом кургане провели брифинг с участием представителей заказчика, подрядчика и музея-заповедника «Сталинградская битва».

Без преувеличения, за этой реставраций вольно или невольно наблюдал весь город. Родину-мать видно издалека. У всех на глазах ее сначала одевали в леса, затем весь октябрь ярус за ярусом их снимали. И вот, наконец, она явилась преображенной. Точнее, в первозданном виде.

После удаления с поверхности загрязнений, мха лик и вся фигура стали светлее. Даже по цвету Родина-мать теперь отличается от других скульптур мемориального комплекса. Перемены ей к лицу.

Коренная волгоградка Виктория Олейникова с внуком специально пришла на Мамаев курган полюбоваться. Родину-мать в лесах видела в детстве, когда ее только создавали на главной высоте России.

– Мне было 6 лет, папа водил сюда, строил Родину-мать. Застала леса. Грандиозно. Казалась огромной. Сейчас большая, тогда огромная.

Сергей Сирота, заместитель руководителя проекта подрядной организации: «Она изначально имела цвет свежего бетона, он светлый, мы максимально к нему приблизились. В таких условиях работали здесь, на монументе – ветра, дожди. Из-за силы ветра приходилось снимать с лесов».

Эти кадры уже история. К середине июля главный монумент комплекса полностью скрылся в лесах. Надежная конструкция позволила провести полную реставрацию всей поверхности. Ее почистили с помощью специальных технологий, самыми передовыми методами заделали многочисленные трещины и другие дефекты, нанесенные временем. Оперативно решали по ходу проявляющиеся проблемы. Еще в 2017 году масштабные работы по укреплению конструкций проведены внутри скульптуры, в том числе, замена канатов.

Сергей Сирота, заместитель руководителя проекта подрядной организации: «Пролазили, ощупали, проходили, проверили, приглашали институты, ученых, которые помогли обследовать, давали рекомендации. Это дало возможность сделать хорошо и в сроки».

Михаил Васильев, начальник службы технического заказчика дирекции по строительству, реконструкции и реставрации: «Качеством довольны все. Были независимые экспертизы, исследования на каждом сантиметре. Много фотофиксации. Примененное заказчиком ноу-хау – каждый фрагмент маркировался по фотофиксации. Подход этот подрядчики хотят перенести на все реставрационные работы России».

Сейчас работы идут на стилобате – подножии монумента. С 2004 года оно было облицовано гранитными плитами, а под ними продолжал разрушаться бетон, который теперь основательно укрепят.

Сергей Сирота, заместитель руководителя проекта подрядной организации: «Ведется инъектирование, чтобы скрепить большие динамические нагрузки. Трещины скрепляем, закачиваем составы, чтобы стилобат мог долго служить».

Стилобат станет ниже сантиметров на 40, каким и был изначально. Именно на него раньше возлагали цветы. Таблички с авторским коллективом и списком участников проекта, которые обнаружились под новодельной облицовкой, останутся на прежних местах – на виду. Уже идет благоустройство территории. За зиму предстоит закончить оставшиеся работы внутри – устранят дефекты в помещениях, куда прежде доступа не было.

Алексей Дементьев, директор музея-заповедника «Сталинградская битва»: «С опережением к майским праздникам все реставрационные работы будут окончены, восстановлен пешеходный маршрут».

Средства на реставрацию Родины-матери выделены Министерством культуры к 75-летию Великой Победы. Но у музея-заповедника «Сталинградская битва» есть планы привести в порядок и остальные скульптурные композиции комплекса. Они заявляются на 2021–2022 год.

Реставрации подлежат и стены-руины. По замыслу, они и должны выглядеть полуразрушенными, но при ближайшем рассмотрении видно повреждения, нанесенные не специалистами, а временем.

Каждая скульптура уникальна. Но технологии и методы излечения бетона, использованного при строительстве, реставраторам уже известны и показали свою эффективность. И весь мемориальный комплекс сможет выглядеть так, как задумывал Вучетич.

Похожие Публикации